?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



grazjdanochka написала любопытный пост о бесполезных профессиях и в моей голове зашевелились когда-то передуманные мысли. Признаться, тема полезного и бесполезного труда мне тоже одно время была особенно интересна (интересна и сейчас). Как ни странно, но проблематика эта возникла тогда, когда я стал задумываться о смысле жизни.

Но об этом в другой раз. А сейчас о профессиях полезных и бесползеных.

Любители относительности скажут сразу, что надо задать критерий полезности. Мол де "как ты определишь, что полезно, а что нет? Тебе эта профессия не полезна, а другому-то может и полезна".

В каком-то смысле эти любители отностительности действительно правы, критерий и вправду нужен. Но не правы они в том, что критериев бесконечное множество и они равнозначны. Я считаю, что существуют критерии, общие для всех, вне зависимости от того, что думают по этому поводу отдельные люди.

И это не моя выдумка, а объективный факт.

Каждый любитель относительности без сомнения сможет придумать множество разных вариантов относительной полезности, но без сомнения так же и то, что все любители относительности вместе - это люди. И принадлежат к общности под названием человечество. А значит, постольку поскольку есть одна общая на всех судьба и нечто, что делает всех нас равными в общем пути на одной большой лодке, и критерий общий тоже есть.

И критерий этот прост до безобразия - выживание.

Но выжить мало. Кораблик то наш не так прост, как кажется. Он ведь устроен как велосипед - ехать едет (если педали крутишь усердно), а остановишься и упадет.

И это мы еще не учли, что лодка наша пробирается сквозь волны и шторма не 20 и не 30 (каждый читатель может поставить свой возраст) лет. Плывет она уже многие тысячелетия, из глубокой древности в далекое будущее. Плывет то кругами, то выбрав курс, то пробираясь среди рифов в бурю, то выходя на бескрайнее штилевое пространство, то пробираясь впотьмах наощупь, то яростно следуя за прекрасной огненной звездой, освещающей путь. И ни в коем случае нельзя расслабиться, бросить весла - ведь остановка это смерть.

И каждое мнгновение, неотступно, неуклонно, ледяная морская бездна, от которой нас отделяет лишь тонкое днище лодки, норовит нахлынуть, поглотить в пучину наш маленький по меркам бездны корабль и восстановить безмолвное спокойствие бескрайнего пейзажа. Это удав, который ждет каждой слабины жертвы, чтобы затянуть кольцо на её шее потуже и когда-нибудь удавить её раз и навсегда.

И не столько и не только человечество не бросает и не бросит весла свой лодки, потому что боится смерти в объятиях усыпляющей ледяной бездны. Человечество не бросит весла, потому что оно любит свою лодку и свой путь. Ведь это огромное счастье - плыть вперед, к невиданным доселе горизонтам, к победе над непобедимым. А без него и жизнь скучна, и нет никакой в ней радости. Человечество никогда не бросит весла, потому что оно никогда не сдастся. В противном случае, оно не человечество.

Поэтому и преследуют скука и депрессии наших современников (как и нас), поэтому и существует огромное количество скучнейших, бесполезнейших профессий, потому что современники наши забыли о своем большом человеческом призвании - открыть, что же находится за далеким, доселе никем не достигнутым горизонтом, надорваться, но провернуть колесо истории вперед и проехать вперед на может быть небольшую по меркам тысячелетий, но огромную по меркам человеческой жизни дистанцию.

Вот скажите на милость, зачем нам в нашей большой лодке нужны охранники и вахтеры? Чтобы охранять нас друг от друга? Скажут - охранять от преступников. А зачем нам преступники? Ведь это тоже своего рода профессия, потому что преступность есть органичная часть сегодняшней уродливой системы жизни и производна от неё. Зачем же она по большому счету нужна? Чтобы люди не занимались главным?

А зачем нам огромная армия разных маркетологов, пиарщиков, рекламщиков, аналитиков и прочей братии, обеспечивающей успешность конкуренции одной группы отлынивающих гребцов, юнг и адмиралов против другой? А зачем нам огромная армия шоуменов, телеведущих и разных клоунов, развлекающая давно обленившихся матросов и штурманов, забывших что такое настоящее плавание?

Нестерпимо стыдно смотреть на тех, кто считает что "мы уже приплыли" и можно беззаботно отдыхать и валять дурака (читай - "пожить для себя", "построить карьеру", или что-то в таком духе), что дни большого плавания закончены. Так и хочется задать такому человеку вопрос из песни Высоцкого: "На всем готовеньком ты счастлив ли, дурак?".

Но в песне Высоцкого шла речь о том, что некто попал в рай. А мы живем отнюдь, далеко не в раю! Мы живем в аду, в котором триллиарды человеко-часов тратятся на бессмысленные и вредные вещи, практически сливаются в унитаз, рассеиваются, не оставляя по большому счету отпечатка в реальности. В котором сосуществуют живущие сытно и успокоившиеся ("золотой миллиард") и ими же ограбляемые миллиарды их голодных братьев, живущих нищенски, без всякой перспективы. Мы живем в аду, в котором люди забыли, что такое быть человеком, и от скуки, безделия и отчуждения пустились в извращения, в разврат и сумасшествие (смотри новости из "цивилизованных Европ"). В котором "передовой отряд человечества" осветил ему новый путь в светлое будущее и на половине свернул в сторону и пустился в разнузданную гульбу.

И так же нестерпимо больно смотреть на тех (включая и себя), кто заснул, кто гребет в пол силы, кто живя не живет. Ведь на самом деле бесполезной можно сделать совершенно любую профессию. Будь ты кем угодно, если ты не отдаешься своему делу до конца, если ты работаешь в пол силы, если ты не живешь каждый день так, как-будто это последний день или час, то и результата не будет, не будет движения вперед, не будет отдачи и преодоления, выхода за пределы того, что казалось раньше невозможным.

Надо добавить, что в капиталистическом мире эта полусонная жизнь существует объективно. Не будем же мы ждать от человека полной, окончательной самоотдачи делу соискания сверхприбыли для себя или некоего постороннего дяди (работодателя)? А очень много профессий, которые в силу существующего уклада обессмысленны именно таким или подобным (могу привести много примеров) образом. Зачем же мы устроили в своей лодке этот сонливый бессмысленный балаган?

Выходит, что в нашем мире большое количество бесполезных профессий, а так же огромное количество полезных профессий, которые мы сделали бесполезными. И совершенно точно, что человечество нового 21 века в этой части рекордсмен. Ведь оно как никогда ранее имеет возможности заняться наконец главным, и как никогда крепко спит сном успокоения. Порой даже тогда, когда его начинают свежевать палачи.

В одной лодке с нами все без исключения гребцы. И те, кто уже отгребли свое много десятилетий и столетий назад, и те, кто еще только ждут своей очереди, с волнительной серьезностью готовясь принять эстафету. Они смотрят в наши покрытые пеленой глаза, бьют по щекам и говорят: "Дружище, очнись!".

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
arhipolemos
Apr. 1st, 2016 06:40 pm (UTC)
==Мы живем в аду, в котором люди забыли, что такое быть человеком, и от скуки, безделия и отчуждения пустились в ...==

Осмысление вопроса о (бес)полезности профессий – в связи с отчуждением от сущностно человеческого и, соответственно, в связи с тем, что бесполезным оказывается огромная часть человечества, – этот, по сути, верный путь осмысления оказывается совершенно ни к чему не ведущим на выходе, в плане решения. Потому что, если "глаза покрыты пеленой", то им совершенно не внятен образ кого-то, "бьющего по щекам и говорящего: 'Дружище, очнись!'".
Очевидно, когда речь об отчуждении, надо начинать с того ключевого, что само разделение труда по профессиональным специализациям и есть концентрированное выражение отчуждения. Как и самый критерий "(бес)полезности" очень легко становится инструментом отчуждения, в зависимости от конъюнктуры, сложившейся на рынке труда. Равно, как самое это присутствие труда на рынке говорит об отчужденном характере этого труда.

И вот, можно сколько угодно рассуждать о том, как это плохо, когда общество атомизировано и жизнь каждого атома поделена на чередование бессмысленного труда с бессмысленным же досугом; и как это хорошо, когда общество коллективно, посвящая свои труд и досуг миро-проекту восхождения человечества к творчески высотам духа. Но это так и останется неким свидетельствованием пропасти между отчужденным наличием и благопожеланием грядущего величия, если над этой пропастью не выстраивается мост. Пусть пунктирно очерчиваемый и контурно обрисовываемый в своих очертаниях, но внятный _для пребывающего в отчуждении_ сознания – именно как мост!
Этим мостом является _нарратив_, как собственно то, в чём выражено идейное содержание миро-проектного движения от отчужденного состояния к восходящему режиму исторического бытия данного общества.

И самое ключевое во внимании к нарративу – это инструментарий его формирования. А именно _концепты_, которые суть средство, с помощью которого взаимоувязываются и элементы представления о наличном состоянии общества, и элементы идеала, как должного состояния этого общества, и элементы конкретного пути от наличного к должному. И главное – способность осуществлять эту концептуально-взаимоувязывающую работу НЕ "вааще", НО конкретно – в связи с теми или иными ситуациями и апеллируя к аналогичной способности в сознании людей. Эта способность независима от проф.специализаций, особенно, если концептуальные взаимосвязи облекаются в образно-метафорическую форму.

Вот, именно так. А иначе, это всё пустопорожние упражнения на тему "что нам стоит – дом построить, нарисуем – будем жить". Да, такое рисование на асфальте отчуждения мелками грёз, никого ни к чему не обязывающих...

Edited at 2016-04-01 06:57 pm (UTC)
slava_exe
Apr. 5th, 2016 10:21 pm (UTC)
Конечно, болтовня "ваще" никогда никого не спасла. Но как я понимаю, одними концептами тут не обойдешься, требуются еще образы и символы. Вот именно по этой части я и постарался, по части образов. Возможно я слабо конкретизировал и прорисовал наличествующее и контрастное должное. Ну что же, буду учиться. Или Вы что-то другое имели ввиду?
arhipolemos
Apr. 6th, 2016 10:06 am (UTC)
Я не берусь судить о том, насколько отчетливо в Вашем тексте конкретизированы/прорисованы наличное/должное. Как и вообще, не в оценочном ключе высказываюсь по отношению к написанному Вами.
Я о том, что конкретизации/прорисовки должны всегда предполагать рефлексию на тему, _как наше слово отзовётся_. И как отзовутся наши образы, символы, – на фоне такого, как сейчас, качества информационно-коммуникативной среды. Качества, которое обусловлено всё тем же отчуждением взаимоотношений в обществе, депривацией общественного чувства, экзистенциальным омертвением и безмыслием.
Это ровно то, о чём в давешнем 103-м выпуске "СИ" (01:06:27):
"Бесконечно катится эта машина мертвых, бессмысленных слов, действий, поступков, автоматических реакций".
Вот, требуется рефлексия, ввиду того что в таком состоянии образно-символическое отображение наличного/должного, даже при сколь угодно конкретизированных прорисовках, выглядит как "за всё хорошее, против всего плохого".

Что касается концептов, это вообще не вопрос: _или только концепты, или ещё к ним символы/образы_. Концепт – это
_обобщенный, целостный и взаимоувязанный в единую систему комплекс идей и представлений, относящийся к вещи, событию, процессу_
(Ю.В. Бялый. Концептуальная война. Введение).
То есть словоформы, символы, образы, идейное содержание, передаваемое посредством слов, символов, образов, представления о мире, человеке, обществе, истории, реальное состояние мира, общества, человека на текущем этапе истории, всё это суть элементы, которые взаимоувязываются/соотносятся посредством концептов. На стыке образующихся связей/отношений появляется смысл, который должен быть сообщен людям. Если он не воспринят людьми, значит, не ахти как там всё связано и отрефлексировано на предмет, собственно, действительного присутствия там смысла, как средоточия связей, осуществляемых посредством концептов.

Важно, наконец, и то, что всё это (рефлексия на то, как слово отзовётся; способность оперировать концептами) НЕ "вопрос техники", НО это вопрос внимания, активного постижения всякого содержания и выражающих его форм. Вопрос действительной наполненности содержанием, его _овнутрённости_, соответственно, внутренней взимоувязанности его элементов. Текст может быть сколь угодно, по необходимости, упрощён, но, в любом случае, концептуальные связи, которые этот текст выражает, должны быть. Их надо для самого себя в своём сознании осуществлять, вне зависимости от того, потребуется или нет конкретно тому или иному собеседнику, конкретно той или иной аудитории специально говорить об этих связях, развёрнуто излагать всю их структуру. На выходе, повторю, должен быть смысл – как структурооразующее средоточие. Этот смысл, при сколь угодно простых формах выражения, либо есть, либо нет, – в зависимости от того, соответственно, проделана ли реально работа постижения/структуризации содержания или нет.

См. подробнее »»» ...

grazjdanochka
Apr. 2nd, 2016 08:49 pm (UTC)
Очень сильный пост. Когда я писала свой, я так глубоко не смотрела. До мурашек, потому что я в полусне, а это будильник.
slava_exe
Apr. 5th, 2016 10:10 pm (UTC)
Надеюсь, кто-нибудь проснется!

Edited at 2016-04-05 10:10 pm (UTC)
shturman1922
Apr. 2nd, 2016 09:11 pm (UTC)
Отличный пост!
Когда читал, вспомнилось стихотворение Шарля Бодлера - "Плаванье"

"...
В Цирцеиных садах, дабы не стать скотами,
Плывут, плывут, плывут в оцепененье чувств,
Пока ожоги льдов и солнц отвесных пламя
Не вытравят следов волшебницыных уст.

Но истые пловцы - те, что плывут без цели:
Плывущие, чтоб плыть! Глотатели широт,
Что каждую зарю справляют новоселье
И даже в смертный час еще твердят: - Вперед!
..."

И стихотворение Эдуарда Асадова "Всю жизнь - вперед!"
"...
Отдых? Зачем он?
Шагай, борись, Да так, чтоб земля качалась!
Движенье — есть жизнь!
И горенье — есть жизнь!
А тихая заводь — жалость!
..."
slava_exe
Apr. 5th, 2016 10:09 pm (UTC)
Бодлеровские пловцы в конце концов добровольно приплыли в лапы к смерти. Надеюсь, мы поплывем в другую сторону ("И над степью зловещий ворон пусть не кружит, мы ведь целую вечность собираемся жить!").

Стихотворение Асадова отличное, только недавно с ним познакомился.
smatyazh
Apr. 4th, 2016 08:17 am (UTC)
Луи Арагон
"Да, существует ад! И в нем живут мильоны.
Да, существует ад! Его свидетель ты.
Ад — это труженик коленопреклоненный,
Смиренные черты, запретные мечты.
О, дети черствые!
Вы об одном мечтали — Беспечно загорать в своем цветном раю,
А ваш народ меж тем бесчестно убивали
Под флагом голода, в измученном краю…"
slava_exe
Apr. 5th, 2016 10:07 pm (UTC)
Сильные стихи!
lesnik31
Apr. 5th, 2016 03:08 pm (UTC)
Без обид, уважаемый автор, но текст при всем пафосе и наполненности метафорами почти пустой по конструктиву. Никакой внутренней логики и цельности.

Сначала Вы храбро заявили, что есть-де некие "правильные занятия", а все остальные - ненужная ерунда. И что для Вас не важно, что например охранник или пиарщик может считать свою профессию важной и нужной. Ведь Вы нашли объективно верный критерий! Наконец-то все встанет на свои места!

И дальше - первый пшик. "Выживание". И что это за критерий? Как по нему определить, полезная профессия или нет? Та, которая способствует выживанию? Чьему - конкретного работника? Так ведь охранники, пиарщики, аналитики и т.д, вроде с голоду не помирают. Может - всего общества? Так доложу Вам, что чем сложнее и дифференцированнее общество, тем глубже в нем разделение функций между индивидуумами, и каждая профессия - винтик в огромном механизме. Без которого Вы даже не смогли бы заработать тех денег, на которые купили устройство, с которого написали этот текст. Да и устройства этого никто бы не создал. Потому что пришлось бы не схемы паять, а заниматься условной "охраной", "пиаром", и всем другим "бесполезным".

Вот и получается, что "выживание" обеспечивается как раз таким сложным устройством экономики, когда есть "бесполезные" профессии. Сегодня Вас никто не убьет и не съест. Вы не страдаете от голода, можете лечиться в больницах, у вас есть кров. Всего 150 лет назад почти наверняка у Вас бы этого не было, хоть и не существовало тогда столько "бесполезных" профессий.

Могу предположить, что Вы имеете очень слабое представление о подразумеваемых профессиях. Знакомы с ними лишь поверхностно, и никогда не смотрели изнутри.

В общем, неожиданно автор забывает про самое главное - критерий выживаемости и не пытается его пояснить. И начинается малосодержательное философствование про бездны, пучины, плаванья и вечные поиски человечества, стенания в духе "мы живем в аду".

Почему Вам так больно смотреть на "уже приплывших"? Почему бы не смотреть на них (и на себя) с радостью и удовлетворением: "черт возьми, человек миллионы лет стремился к комфорту, спокойной жизни и безопасности. Я попал в ничтожную долю тех, кто родился в такое время! Как же я хочу успеть насладиться всем этим!"

Какое плавание Вы имеете в виду? За что корите этих людей? Куда и зачем им вдруг надо куда-то отправиться? Почему они неправы, оставаясь дома?
И еще.
Какой в итоге Вы нашли критерий? Какие же тогда профессии по Вашему полезны? "Заниматься главным" - это в итоге чем же?

Все эти вопросы без ответа. Какой был смысл в этом тексте? Мне так хочется узнать ответы :)


slava_exe
Apr. 5th, 2016 10:03 pm (UTC)
По существу Вы говорите, что без разделения и кооперации труда мы бы не смогли жить так и в таком количестве, в каком сейчас живем. Совершенно с этим согласен, это действительно так. Но обратите внимание, я ведь не предлагал отказаться от этого хорошего и нужного инструмента. Вопрос не в том, использовать его или нет, а в том, как его использовать, в каких целях.

Есть широко известный "юмористический" закон Паркинсона: чиновники работают друг для друга. О том, что плохая бюрократическая надстройка растет и пухнет вне всякой корреспонденции с тем, что же происходит с объектом, которым она управляет. Что все большая часть ресурсов тратится на излишнюю "внутреннюю жизнь" структуры (конфликты, интриги, написание и продуцирование по существу не нужных бумажек), которая совершенно не оставляет каких либо следов вне её. Несомненно, там тоже есть свое "разделение труда" и наверняка оно может быть эффективно с точки потерявшей связь с реальностью организации, но совершенно неэффективно с точки зрения изначальной миссии самой организации.

Вы правы, возможно действительно стоило посвятить больше внимания раскрытию тезиса о "выживании". Ну так я его и поясню. У человечества если оно хочет выжить нет иных альтернатив, кроме как расширять среду своего обитания и покорять космос. Однако куда большие ресурсы и внимание оно уделяет войне с самим собой и варварскому и бестолковому пожиранию среды обитания (общество потребления). Но эта тема многократно обсуждена, поэтому я сосредоточился на "малосодержательном философствовании", как Вы сказали.

Очевидно, Вы не поняли "что хотел сказать автор", поэтому я задам простой вопрос. Неужели Вы думаете, что человечество прошло тот большой, тяжелый путь, который оно прошло, ради того, чтобы заполучить условный "комфортный автомобиль s-класса", мягкий диван и "незабываемый тур в Египет"? Неужели Вы думаете, что предки, заплатившие страшную цену в борьбе за свободу человечества, зажигавшие факел гуманизма и просвещения и будившие человечество заплатив своей жизнью, сделали это ради того, чтобы освобожденный человек успокоился (конец истории) и не приходя в сознание жрал в три рожи и, извините, срал в две жопы?


>Почему бы не смотреть на них (и на себя) с радостью и удовлетворением: "черт возьми, человек миллионы лет стремился к комфорту, спокойной жизни и безопасности. Я попал в ничтожную долю тех, кто родился в такое время! Как же я хочу успеть насладиться всем этим!"

Потому что эти блага получила очень небольшая часть людей, в то время как большая часть лишена многих перспектив просто по факту своего рождения "не в том счастливом месте". И разрыв между ними растет. более того, богатство одних базируется на бедности других, ведь все вместе - это в конце концов одна большая система разделения труда.
В конце концов, останется ли человеком тот, кто обжирается, когда другие, его братья, такие же как он, пухнут с голоду?
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

slava_exe
slava_exe

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Счетчик


Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner