?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Недавно по случаю оказался в магазине Икея. Магазин этот довольно популярен и не без оснований, так как продукция имеет ряд очевидных достоинств (например, дешевизна, что особенно важно сегодня, когда цены растут бешенными темпами). Многие вынуждены отовариваться именно здесь из-за скромных материальных возможностей. Рассуждать по этому поводу считаю неправильным, поэтому сразу оговариваюсь: все то, что написанно ниже, этой категории покупателей не касается.

Когда попадаешь в магазин сразу бросается в глаза огромное разнообразие ассортимента и находчивость дизайнеров, легко подкупает кажущаяся гармоничность и продуманность деталей и различных нюансов. Особенно, когда попадаешь в первый раз. При этом магазин огромный! В этой большом пространстве легко растворится, оно поглощает. И часто я встречал там людей бродящих как будто в полусне, казалось, что они уже давно забыли зачем пришли... или пришли без цели.

Я был в этом магазине много раз, несмотря на то, что в моем городе Икеи нет. Иногда ездил целенаправленно (что-то нужно было купить), иногда бывал "по случаю", иногда за компанию с кем-то, разные были причины. Но попадая туда раз за разом, я все время ощущал какой-то подвох, какую-то червоточину что-ли. Какой-то с одной сторонны практически незаметный, но с другой стороны большой изъян.

Сперва может показаться, что все дело в искусственности и в неестественности. В магазине много, скажем так, примеров готового интерьера. И одно дело когда ты попадаешь в жилище, которое является как-бы отпечатком жизни и пути семьи, которая в нем живет. Когда жилище имеет яркое лицо своего хозяина, когда понятно, что каждая черта и деталь - живая. И носит органичный и вполне естественный след хозяина. Этот след может быть симпатичным, а может и глубоко отвратительным, он может быть каким угодно. Главное, что он есть, что он настоящий!

И совершенно другое дело, когда попадаешь в ловко обставленное дизайнерами, но холодное жилище, сделанное для рекламы или презентации. Это напоминает "декорации для жизни"  или "имитацию жизни", какое-то шоу что-ли. И чем более их пытаются сделать приближенными к реальности, тем большее отторжение они вызывают. Понятно, что такие презентации объективно необходимы и в них есть не только рыночный резон. Но дело все-таки не в них и не в их искусственности.

Когда я размышлял в чем все-таки дело, все время ловил себя на чувстве диссонанса. Ведь с одной стороны все эти вещи и мелочи быта (как любые вещи) сделаны по большому счету для жизни людей. Для жизни, наполненной тяжелым трудом и изнуряющей борьбой, триумфами победы и тяжелым грузом поражения, любовью и предательством, большим счастьем и большим горем. Для жизни, которую живут и проходят, как длинный и непростой путь. Проходят вместе со своими близкими, вместе с другими людьми, вместе с теми, кто оставил тебе этот путь в наследство. И в конце которой встречают смерть, передавая эстафету детям и внукам.

А с другой стороны преследует ощущение, что очутился в каком-то маленьком кукольном мирке. Что попал в какой-то домик для хомячков, где все картонное и где никакой жизни нет и не может быть в принципе! Что на всем лежит какая-то печать глубокой подростковости, инфантильности, несерьезности, ненастоящести в конце концов! Что все какое-то куцое, маленькое что-ли...

И это вовсе не от того, что производитель делает экономичную мебель и использует соответствующие материалы. Думается мне, тут как в одежде: со вкусом можно одеться на любые деньги. Проблема, как мне кажется, в отсутствии этого самого "вкуса", а именно большой человеческой культуры. Культуры настоящей, пронизанной усердным и тяжелым человеческим напряжением борьбы за жизнь и движения в будущее. Вместо культуры здесь продукт её распада - штампованный, фальшивый и приторно-картонный поблескивающий китч. Конечно же, насквозь пропитанный потребительством.

Это особенно заметно во внимании дизайнеров к мелочам и бесконечном ассортименте "картонных красивостей" разных расцветок: такое ощущение что уже не вещи тут созданы ради службы человеку, ради живой жизни, а наоборот, человек должен служить всему этому бесконечному и постоянно обновляющемуся вороху красивостей, жизнь подчинена безжизненному миру вещей, конфета, существующая только ради красивой обертки. Эта извращенная логика все время давит исподволь, и если ее не осознаешь, рано или поздно подчиняешься её мягкому, но настойчивому и ущербно-приятному щекочущему требованию.

Но, думается, тут нет непробиваемого тупика и капкана. Живущий в хорошем смысле взрослой, наполненной и ответственной жизнью человек сам является источником и формирователем среды. И в его руках оживает любая по-настоящему нужная вещь, как только она начинает служить хозяину, а не хозяин ей. А вы как считаете?

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
arhiseva
Feb. 28th, 2016 08:31 am (UTC)
Как архитектор тире дизайнер скажу, что текст прямо архитектурно-дизайнерский! )

turo_putto
Feb. 28th, 2016 03:11 pm (UTC)
Очень точно описали ощущение от товаров Икея. Наверное, это общий тренд для тнп - оригинальность вместо качества и комфорта.)
slava_exe
Feb. 28th, 2016 08:51 pm (UTC)
это настолько же оригинально, насколько оригинален макдональдс

Edited at 2016-02-28 08:51 pm (UTC)
pavlovskiy70
Feb. 28th, 2016 03:56 pm (UTC)
Не понимаю в чем проблема для автора. Никто не заставляет слепо копировать интерьер - но отдельные вещи вполне логичны и органичны в любом доме. По аналогии можно рассуждать про автомобили - ах как плохо - дизайнеры штампуют коробочники для лягушенков, никакого простора для творчества.... Хочешь выделяться - сделай сам что-то оригинальное, своими руками если они растут из нужного места! По-большому счету если говорить про интерьер существует нерешенная проблема триединства: цены, качества и трудозатрат, эффективно работают только 2 составляющие, но обязательно в ущерб третьей. Т.е - можно сделать быстро и дёшево, но это не будет качественно; качественно и быстро, но это не будет дёшево; качественно и дёшево - но это не будет быстро и т.д...
slava_exe
Feb. 28th, 2016 08:52 pm (UTC)
переводя на тему автомобилей, основной посыл в том, что не человек для автомобиля, а автомобиль для человека. А вот для чего человек - это и есть главное.

Кстати автомобили рекламируют так, как будто именно человек для автомобиля: паши как лошадь, чтобы купить для себя это лакировонное чувство собственной блестящей и дорогостоящей значимости. А на самом деле втюхивают человеку то, что ему по большому счету не надо. Хотя бывают случаи, когда для какой-то задачи или дела нужен именно дорогой автомобиль. Никто не говорит, что все должны пересесть на древнюю телегу без двигателя, потому что это дешево и сердито.

Edited at 2016-02-28 08:55 pm (UTC)
livej78
Feb. 28th, 2016 03:59 pm (UTC)
точно
мёртвый дизайн для мёртвых
морг души
achepkunov
Feb. 29th, 2016 09:02 am (UTC)
Емко!
vasilylogin
Feb. 28th, 2016 04:16 pm (UTC)
Моя претензия к Икее в другом: редкостное жидовство. Они умудряются делать вещи буквально на грани. Так, толщина некоторых деревянных деталей шкафа Хемнэс буквально несколько миллиметров, а там, где есть технологические отверстия или пропилы — 2-3 мм (разбирать, чтобы замерить точно, сейчас не буду).

А ещё Икея активно поддерживает пидорасов, всякую толерантность и украинских карателей.
kat_vesnushka
Feb. 29th, 2016 05:25 am (UTC)
А как именно иКЕА активно поддерживает укр. карателей?
vasilylogin
Feb. 29th, 2016 07:20 am (UTC)
Найдите статью с названием "IKEA: шведский стервятник". Здесь в журнале ссылка не прошла, комментарий отправлен в подозрительные.
diamondedinorog
Feb. 28th, 2016 04:41 pm (UTC)

Только сервант, только хардкор. :)

helenakup
Feb. 28th, 2016 04:59 pm (UTC)
Соглашусь с автором.
Подобные мысли тоже начали мелькать в голове. Все эти "красивости" ведут к "импотентности" активного человека.
(no subject) - vladislavkobzar - Feb. 28th, 2016 05:49 pm (UTC) - Expand
achepkunov
Feb. 28th, 2016 08:13 pm (UTC)
Да там и не дешево особо-то. Всякая мелочевка да, как в фикс-прайсе. А мебель всегда можно найти наш аналог лучше и дешевле.

С остальным согласен.
nordimperio
Feb. 28th, 2016 10:15 pm (UTC)
Извините, вы высосали из пальца или сами себе придумали несуществующие проблемы.
Ибо "ловко обставленное дизайнерами, но холодное жилище, сделанное для рекламы или презентации" найдёте в любом нормальном мебельном магазине - вот кухня, вот спальня, вот рабочий уголок из стола и полок. Очевидно, что дизайнеры собирают органичный комплект для презентации, но так как же очевидно, что не каждый покупает его целиком, а подбирает отдельные вещи в свой дом.
Раздувать на этом критику конкретной фирмы "Икея" - довольно странное занятие.
slava_exe
Feb. 28th, 2016 10:31 pm (UTC)
это Вы извините, но просто надо читать до конца. Ниже сказано, что проблема не в таком "обставлении", а совсем в другом. А так же сказано, что в этих примерах интерьера есть резон и не только рыночный. То есть ровно такой же, как Вы сказали.
roman_pionerov
Feb. 28th, 2016 10:53 pm (UTC)
Привет! Почитал твой блог! Давай дружить, если понравятся мои рисунки?))

PicsArt_1453470086752.jpg
achepkunov
Feb. 29th, 2016 09:01 am (UTC)
Да там и не дешево особо-то. Всякая мелочевка да, как в фикс-прайсе. А мебель всегда можно найти наш аналог лучше и дешевле.

С остальным согласен.
lit_color_bird
Feb. 29th, 2016 08:30 pm (UTC)
Какая ужасная идеологическая зашоренность.

Всё капиталистическое плохо и бездушно -хочет сказать автор.

Как будто есть два мира: один где всё только правильное, с изнуряющей борьбой, а другой сплошь уродливый и бездушный.

Те у которых борба изнуряющая, они даже детской улыбке не радуются. И цветку в поле тоже не радуются. Потому, что это всё без труда изнурительного.

А те, что фальшивые и притворные они все эти товары сами не делали. Они хитростью всё это заставили других выдумать, сделать, потом себе присвоили и теперь продают.

Вот от такой зашоренности и получается, что вместе с плохим умирает и всё хорошее....
slava_exe
Feb. 29th, 2016 08:39 pm (UTC)
Сам додумал, сам опроверг, сам победил. Молодец!

Edited at 2016-02-29 08:40 pm (UTC)
lit_color_bird
Feb. 29th, 2016 10:23 pm (UTC)
Додумывать ничего не надо.
Если слить воду то вот что получается.

Шведский домик для человеческих хомячков.
Многие вынуждены отовариваться именно здесь из-за скромных материальных возможностей.
...легко подкупает кажущаяся гармоничность и продуманность деталей и различных нюансов.
...ловко обставленное дизайнерами...
Проблема...в отсутствии этого самого "вкуса", а именно большой человеческой культуры.
Вместо культуры здесь продукт её распада - штампованный, фальшивый и приторно-картонный поблескивающий китч. Конечно же, насквозь пропитанный потребительством.
...ощущение что уже не вещи тут созданы ради службы человеку, ради живой жизни, а наоборот, человек должен служить всему этому...
Эта извращенная логика все время давит...
slava_exe
Feb. 29th, 2016 10:35 pm (UTC)
Где же здесь сказано хоть слово про капитализм? Да будет Вам известно, что в эпоху Модерна была большая культура и есть великие свидетельства и образцы этой культуры. Это существовало вместе с классическим капитализмом. Назвать мебельный макдональдс образцом великой культуры невозможно. Это элемент общества потребления, которое ущербно, отвратительно (особенно в России) и уже почти закончилось. И которое появляется вместе с прощанием с великой культурой. На руинах которой вырастает гламур и китч как продукты распада.

Edited at 2016-02-29 10:38 pm (UTC)
lit_color_bird
Mar. 11th, 2016 06:56 am (UTC)
Слово капитализм Вы не употребляли.
Такое ощущение рождается из противопоставления изнуряющей борьбы, тяжёлого труда и потребительства.

Очень интересно, что именно Вы сравниваете с Икеей из эпохи Модерна.
Не могли бы привести несколько примеров...
dmitrykolosov
Mar. 16th, 2016 12:34 am (UTC)
Конкурентов-то у Икеи нет. Все ругают, но покупают.
( 24 comments — Leave a comment )