?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По сообщениям СМИ вчера был принят так называемый Антикризисный план Правительства Медведева. Обещали на следующий день (т.е. сегодня) опубликовать и таки опубликовали. Ну что же, давайте разберемся, что там наше  Правительство напланировало.


Уже во вводной части документа встречаем противоречия. Сперва пишут о том, что меры будут направлены в том числе на снижение инфляции, однако ниже, через несколько абзацев указаны ключевые направления действий Правительства, и там такого направления действий уже не предусмотрено. Хотя сам по себе подход "Правительство борется с инфляцией" - это нечто революционное для современной российской экономики. Но вернемся к документу.

Среди "ключевых направлений" присутствует "создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа". То есть будут долгожданные дешевые кредиты - так это надо понимать?

Что ж, это хорошо. Жаль только, что эти кредиты будут не для всех. Как будет выживать и развиваться малый и средний бизнес - неизвестно, ведь кредиты ценой в 20% годовых вернуть крайне тяжело (особенно, если ты занимаешься не торговлей, а производством, где время оборота капитала существенно выше. И чем выше время оборота - тем отдать тяжелее, вне зависимости от уровня рентабельности).

Но это все цветочки. Дальше начинаются ягодки. В документе сообщается, что Правительство РФ внесет в ГД РФ законопроект, который предусматривает сокращение "большинства категорий расходов федерального бюджета на 10 процентов". При этом будет обеспечено исполнение социальных обязательств, оборонного заказа, поддержка сельского хозяйства и исполнение международных обязательств РФ. Сократить же расходы предполагается за счет, так называемых "неэффективных трат".

Какие конкретно "неэффективные траты" собираются сократить неизвестно (с этим мы еще разберемся когда будет доступен законопроект), а вот само по себе сокращение государственных расходов в экономике, в которой падает накопление, остановился рост потребительских расходов (а дальше будет сжатие) и неясны перспективы роста за счет внешних рынков (санкции) - это подрыв возможностей экономического роста и усугубление спада.

Что происходит в условиях кризиса вообще и текущего российского кризиса в частности? Сжимается база роста ВВП - совокупный спрос в экономике. При этом сжатие происходит по принципу тяни-толкай: сжимается потребительский спрос -> компании получают меньший доход -> сжимаются расходы компаний -> еще сильнее сжимается потребительский спрос и доходы компаний -> и так далее, экономика циклически по нисходящей спирали летит в пропасть (что находится в начале цепочки не так принципиально).

Классическая антикризисная политика, разработанная Джоном Мейнардом Кейнсом, предполагает поддержку совокупного спроса именно за счет увеличения бюджетных расходов (пусть даже и с дефицитным бюджетом), ведь в условиях кризиса остальные составляющие совокупного спроса сжимаются.

Причем не абы как, а с помощью больших, крупных инвестиционных проектов, создания инфраструктуры (базы последующего роста экономики), поддержки инновационных, перспективных отраслей экономики, которые станут локомотивами роста в будущем (про это популярно изложено в теории циклов экономической конъюнктуры и технологических укладов, которую сперва развивал Н.Д.Кондратьев, а сегодня - академик С.Ю.Глазьев). Что же делает наше Правительство? Судя по всему оно в части гос.расходов действует не в антикризисном направлении, а наоборот, в кризисном.

При этом бюджетные расходы будут снижаться в течение 3-х лет на 5 процентов. Вдумайтесь в этот факт. В 2012 году, к примеру, расходы федерального бюджета были запланированы в объеме 12957,3 млрд. рублей. В 2013 - на 3,3% больше - 13387,3 млрд.рублей (сколько реально было потрачено - еще один интересный вопрос). Расходы бюджета росли лишь на 3,3%, при том, что официальная потребительская инфляция в 2013 году составила около 6,5 %, а индекс-дефлятор ВВП (который включает в себя рост не только потребительских цен, но и цен производителей и другие факторы) - 5,2%.

То есть номинально расходы бюджета росли, а реально - они снизились на 2-3 %. Теперь же, при существенно более высокой инфляции (по прогнозам 10-15% в год, хотя тут все может изменится) предлагается снижать расходы бюджета номинально - на 5% в год, а с учетом инфляционного фактора - на 10-20% в год. Вы понимаете, что это такое? Это ликвидация антикризисной базы для экономической стабилизации и роста. Еще очень важны изменения структуры расходов, но по поводу них еще ничего не известно.

Так же в документе указано, что совместно с ЦБ будут предприняты меры по стабилизации валютного рынка (то есть курса рубля) и по созданию условий для снижения процентных ставок, однако тут конкретика отсутствует.

Кроме мер по стабилизации, так же "потребуются" (почему не поясняется):

  1. Продолжение реализации программ по повышению качества здравоохранения и образования (надо думать речь идет о продолжении коммерциализации?);

  2. Создание условий для "опережающего роста частных инвестиций" (теперь вместе затертого выражения "инвестиционный климат" используется украденное у Глазьева выражение "опережающий рост");

  3. Формирование и начало реализации некой "Национальной технологической инициативы" - звучит красиво, но что это еще не ясно;

  4. Меры налогового стимулирования;

  5. "Продолжение модернизации и улучшение сбалансированности пенсионной системы" и системы соц.льгот;

  6. Повышение качества гос. управления, в том числе в гос.компаниях. (драка вокруг контроля над Газпромом, Роснефтью, РЖД и другими гос. компаниями не прекращается).


Каковы же первоочередные меры, которые предлагается принять?

Первое - это меры по активизации экономического роста. Они включают в себя стабилизационные меры, меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта, меры по снижению издержек бизнеса, поддержка  малого и среднего предпринимательства,
Второе - это меры по поддержке отраслей экномики (жилищное строительство и ЖКХ, промышленность и топливно-энегетический комплекс, транспорт)
Третье - это меры по обеспечению социальной стабильности. Сюда входит содействие изменению структуры занятости, социальная поддержка граждан, меры в сфере здравоохранения и обеспечения лекарственными препаратами.
Четвертое - это мониторинг и контроль ситуации в экономике и социальной сфере.

Подробно раскрывать что спрятано за каждым пунктом не будем, желающие могут взять и посмотреть сами. Отметим лишь некоторые моменты.

Что есть в антикризисном плане.

1. Поддержка банковской системы. Предполагается докапитализировать банки и передать им финансовые ресурсы общим объемом 1,55 триллионов рублей (из них до 250 млрд. - на финансирование инфраструктурных проектов). Это колоссальная сумма. Это увеличит капитал банковской системы примерно на 20%. Но что это даст? Зачем нужны такие колоссальные вливания?

В соответствии с официальными декларациями, это позволит поддержать стабильность банковской системы. Ожидается кризис, банкротство предприятий, масштабный невозврат кредитов (рост просроченных потребительских кредитов уже растет как снежный ком). В этих условиях дополнительные средства для банков нужны, чтобы предотвратить сбои в системе платежей, ведь если лопается крупный банк - это катастрофа для предприятий, которые держали в нем рассчетные счета. Средства оказываются парализованными, растет вал неплатежей, по цепочке это переходит на контрагентов и подрядчиков, и в итоге может привести к параличу и коллапсу всей экономической системы или крупной её части. И предотвращение подобных вещей действительно необходимо. Сюда же можно отнести меры по созданию банка для канализации "плохих долгов" (т.е. долгов, которые заемщик точно не вернет в срок и, возможно, не вернет никогда).

Так же Силуанов сказал, что докапитализация позволит увеличить кредитование на 15-20 процентов. Спрашивается - каким образом? Кто будет брать кредиты по ставке в 20% годовых? В общем, в текущих условиях рассказы про рост кредитования похожи на буйный бред.

2. Изменение системы гос.закупок и гос.контрактов в части отсрочки платежей, создание возможностей авансовых платежей (вплоть до 80% стоимости контракта) и прочая и прочая;

3. Поддержка бюджетов субъектов РФ на 160 млрд. рублей;

4. Субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, взятых в российских банках, на пополнение оборотных средств или финансирование текущей деятельности (20 млрд. рублей без учета предприятий ОПК). Кроме того, целых 230 млрд. рублей заготовлено для увеличения объема гос.гарантий по кредитам и облигационным займам специально отобранных компаний, сюда же добавим уменьшение срока по предоставление гос.гарантий по кредитам системообразующим организациям;

5. Компенсация убытков от изменения валютных курсов некоторым предприятиям ОПК (например были взяты иностранные кредиты на закупку импортного оборудования, выплачивать их надо в иностранной валюте, а так как курс рубля упал, для того, чтобы вернуть тот же кредит нужно уже больше рублей);

6. Предоставление гос. гарантий в иностранной валюте при экспорте промышленной продукции, облегчение самой процедуры экспорта, каникулы по некоторым страховым платежам, отсрочки вступления в силу требований транспортной безопасности, увеличения доступности гос.контрактов для малых и средних предприятий, поддержка малых инвестиционных предприятий (объем поддержки 5 млрд. рублей), налоговые льготы по ЕНВД и упрощенке, различные послабления для индивидуальных предпринимателей и прочие малозначительные меры.

7. Подготовка предложений для создания механизма заключения долгосрочных государственных контрактов по созданию и развитию производства определенных видов продукции - это уже подготовка к реальным шагам в развитии импортозамещения.

8. Снижение избыточного антимонопольного контроля (это такой плевок в морду пламенный привет борцам с инфляцией из ЦБ)

9. Поддержка отраслей экономики (включаем только прямую финансовую поддержку, остальное смотрите в оригинале документа): дополнительные средства на поддержку сельского хозяйства (50 млрд. - очень хорошо, главное чтобы поддержка дошла), поддержка жилищного строительства эконом.класса (объем поддержки не определен), поддержка транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, в т.ч. так называемая "программа утилизации" (более 17 млрд.рублей), поддержка гражданского авиастроения (объем поддержки не определен), поддерка авиакомпаний в части авиаперевозок.

10. Меры социальной политики:

  • Субсидии субъектам РФ на мероприятия по повышению занятости населения (52,2 млрд. рублей);

  • Создание резервов под пособия по безработице (30 млрд. рублей) и на поддержку инвалидов (10 млрд. рублей);

  • Индексация пенсий на уровень инфляции в 2014 г. (188 млрд. рубей);

  • Индексация, т.е. повышение цен на лекарства "нижнесреднего" ценового диапазона, входящих в перечень жизненно-необходимых и важных лекарств. (хорошая мера поддержания "социальной стабильности", не правда ли?);

  • Компенсация стоимости роста импортных лекарств в программах ОМС и улучшение соц.обеспечения лекарствами (до 16 млрд. рублей);

  • Ограничение допуска к гос.закупкам иностранных лекарств, если есть не менее 2х отечественных аналогов (это можно было ввести давно).


Чего в антикризисном плане нет.

Во-первых, не определено каким образом влитые в банковскую сферу средства попадут в реальный сектор (пока что надеяться на рост кредитования невозможно). Увеличены гос.гарантии по кредитам специально отобранным компаниям - значит ли это, что стоит ждать, что взятые ими кредиты (сейчас ставки процента в районе 19% годовых и выше) не будут возвращены за счет государства?

Во-вторых, не определены реальные отраслевые программы импортозамещения, они, как сказано в документе, появятся только к середине 2015 г;

В-третьих, отсутствуют большие мега-проекты развития (в духе "Нового курса" Рузвельта) в передовых отраслях, что является классикой преодоления кризисов и выхода на траекторию долгосрочного экономического роста (все это дело раскрыл великий отечественный экономист Н.Д.Кондратьев в теории циклов экономической конъюнктуры и академик С.Ю.Глазьев, добавив к ней теорию технологических укладов). Напротив, предусмотрен механизм отсрочки реализации таких проектов на неопределенный срок.

В-четвертых, не определены программы массовой поддержки предприятий реального сектора, сидящих на иностранных кредитах и оказавшихся в трудном финансовом положении в связи с падением курса рубля (долги номинированы в иностранной валюте, это значит, что после падения курса рубля, нужно больше этих рублей, чтоб вернуть долг). Понятно, что крупным компаниям помогут. А как быть с более мелкими компаниями, которые не входят в число "особо приближенных"? Будет массовое банкротство или нас ожидает волна укрупнения и концентрации капитала за счет слияний и поглощений?

В-пятых, не предусмотрены меры борьбы с разнузданным взлетом цен на продукты питания и продукцию отечественных производителей, наоборот, в рамках ослабления антимонопольных мер этот взлет поощряется.

В общем и целом большие ставки сделаны именно на работу банковской системы. Само по себе это не плохо, а даже хорошо - именно слабость банковской системы является одним из действительно проблемных мест отечественной экономики. И это необходимо преодолевать.

Но тогда во-первых, следует сперва насадить на кукан Грефа и компанию, которые участвовали в спекулятивной атаке на рубль (они ведь могут взяться за старое, используя новые государственные деньги, верно?).

А во-вторых, сделать тоже самое с руководством Банка России (а возможно и сменить его), потому что в текущем формате политики ЦБ ни о каком снижении инфляции, снижении процентных ставок и стабилизации валютного рынка говорить нельзя.

А значит нас ждет либо серьезное изменение политики Банка России, либо полный провал антикризисных мер и жестокий социально-экономический кризис. Сокращение же бюджетных расходов на 5% в год не ослабит остроту экономических проблем, а, наоборот, серьезно усилит их.

P.S. а слона то я и не приметил.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
livejournal
Jan. 28th, 2015 07:32 pm (UTC)
Анти или кризисный план Правительства?
Пользователь red4esnok сослался на вашу запись в своей записи «Анти или кризисный план Правительства?» в контексте: [...] ь его, думаю, будет полезным каждому. Оригинал взят у в Анти или кризисный план Правительства? [...]
livejournal
Jan. 28th, 2015 10:28 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
krasz
Jan. 28th, 2015 11:49 pm (UTC)
Слон гораздо больше. В правительстве и власти люди которые не знают что делать в существующей ситуации. Им известна лишь советская и либерально-западная модели. Менять модель - это менять людей, а менять самих себя они не хотят. Поэтому будут делать умные лица пока либо не получат пинка под зад, либо не будет уничтожена страна. Учитывая поведение Примакова, власть выбрала слитие страны. Это похоже на оказавшийся губительным консерватизм брежневского времени. Тогда до кризиса управления приведшего к распаду страны потребовалось 25 лет. Примерно столько и на этот раз, - в районе середины века. Если не отказаться от либеральной системы в пользу хотя бы китайской; с повторением 1937-го, т.к. будет сопротивление.
livejournal
Jan. 29th, 2015 08:24 pm (UTC)
Некоторые комментарии по Антикризисному плану Правит
Пользователь skant1988 сослался на вашу запись в своей записи «Некоторые комментарии по Антикризисному плану Правительства» в контексте: [...] Хорошие разборы на эту тему уже приводили товарищи (здесь [...]
livejournal
Jan. 30th, 2015 05:16 pm (UTC)
Две руки, две игры?
Пользователь red4esnok сослался на вашу запись в своей записи «Две руки, две игры?» в контексте: [...] антикризисного плана Правительства в Государственной думе РФ. Этот план я уже кратко анализировал [...]
( 5 comments — Leave a comment )